Актуальные вопросы условно-досрочного освобождения
У осуждённого возникает право на условно-досрочное освобождение, если он отбыл:
- не менее одной трети срока наказания, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести;
- не менее половины срока наказания, назначенного за тяжкое преступление;
- не менее двух третей срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление.
- не менее двух третей срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление, а также двух третей срока наказания, назначенного лицу, ранее условно-досрочно освобождавшемуся, если условно-досрочное освобождение было отменено по основаниям, предусмотренным частью седьмой настоящей статьи;
- не менее трех четвертей срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а равно за тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также за преступления, предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5 и 210 Уголовного Кодекса РФ;
- не менее четырех пятых срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста.
Суд при решении вопроса об условно-досрочном освобождении осуждённого в обязательном порядке учитывает: поведение осуждённого за весь период отбывания наказания; мнение потерпевших, если они его выразили; возмещён ли потерпевшим причинённый преступлением ущерб. Фактическое отбытие осужденным предусмотренной законом части срока наказания не может служить безусловным основанием для условно-досрочного освобождения.
Вывод суда о том, что осужденный для своего исправления не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, должен быть основан на всестороннем учете данных о его поведении за весь период отбывания наказания, а не только за время, непосредственно предшествующее рассмотрению ходатайства или представления. При этом суд должен учитывать мнение представителя исправительного учреждения и прокурора.
Установление административного надзора за освобождающимися осуждёнными.
Порядок, условия и категории лиц за которыми устанавливается административный надзор определены Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицам, освобождёнными из мест лишения свободы». Административный надзор устанавливается судом по заявлению администрации исправительного учреждения, которое рассматривается в порядке гражданско-процессуального судопроизводства. Административный надзор устанавливается в отношении освобождаемых осуждённых и имеющих непогашенную или неснятую судимость, за совершение:
- тяжкого или особо тяжкого преступления;
- преступления при рецидиве преступлений;
- умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В отношении указанных лиц административный надзор устанавливается, если:
- лицо в период отбывания наказания признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В отношении указанной категории лиц административный надзор устанавливается на срок от 1 года до 3 лет.
В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от признания злостным нарушителем.
В этом случае срок административного надзора зависит от категории совершённого преступления и устанавливается на срок, установленный законодательством для погашения судимости.
В случае правопослушного поведения лица, за которым установлен административный надзор, установленные административные ограничения могут быть судом смягчены, либо срок административного надзора может быть снижен.
О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДЛИТЕЛЬНЫХ СВИДАНИЙВ Ханты-Мансийскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях поступают обращения граждан, в которых поднимается вопрос о возможности передавать осуждённым продукты питания после окончания длительного свидания.
Разъясняю, что законодателем строго определено количество получаемых и приобретаемых осуждёнными продуктов питания, а также способы их получения. Количество посылок, передач, бандеролей меняется в зависимости от режима содержания (общий, строгий, особый) и условий, в которых отбывает наказание осуждённый (облегчённые, обычные, строгие).
Осуждённый, которому предоставлено длительное свидание имеет возможность питаться в столовой жилой зоны исправительного учреждения в соответствии с распорядком дня.
В тоже время, администрации исправительных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа-Югра дают возможность осуждённым питаться со своими родственниками, прибывшими на свидание, для чего созданы все необходимые условия в комнатах длительных свиданий исправи-тельных учреждений.
Согласно ст.80 Правил внутреннего распорядка исправительных учрежде-ний, на длительные свидания разрешается проносить продукты питания (за исключением винно-водочных изделий и пива).
После окончания длительного свидания родственники имеют возможность забрать оставшиеся продукты питания из комнаты длительного свидания, или оформить передачу для осуждённого в порядке, установленных Уголовно-исполнительных законодательством, при условии, что осуждённому положена передача по сроку.
Территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее 10 суток со дня получения копии приговора (определения, постановления) суда вручает осужденному к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении предписание о направлении к месту отбывания наказания и обеспечивает его направление в колонию-поселение. В указанном предписании с учетом необходимого для проезда времени устанавливается срок, в течение которого осужденный должен прибыть к месту отбывания наказания. Порядок направления осужденных в колонию-поселение определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Необходимо отметить, что на практике отдельные осужденные не только не являются в территориальный орган УИС, но и отсутствуют по месту жительства, всячески уклоняются от получения предписания. В то же время некоторые осужденные, получив предписание вместе с проездными документами и продуктами питания или деньгами на их приобретение, не прибывают в колонию-поселение (основная причина заключается в низком социальном статусе данной категории осужденных, большинство из которых злоупотребляют спиртными напитками, а некоторые не имеют постоянного места жительства).
Осужденный следует в колонию-поселение за счет государства самостоя-тельно. Оплата проезда, обеспечение продуктами питания или деньгами на время проезда производятся территориальным органом уголовно-исполнительной системы в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Срок отбывания наказания исчисляется со дня прибытия осужденного в колонию-поселение. При этом время следования осужденного к месту отбывания наказания в соответствии с предписанием засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день. По решению суда осужденный может быть заключен под стражу и направлен в колонию-поселение под конвоем в порядке, предусмотренном статьями 75 и 76 УИК РФ, в случаях уклонения его от следствия или суда, нарушения им меры пресечения или отсутствия у него постоянного места жительства на территории Российской Федерации.
Осужденные, которые до вынесения приговора содержались под стражей, а также осужденные, которым в соответствии с пунктами "в" и "г" части 2 статьи 78 УИК РФ изменен вид исправительного учреждения, направляются в колонию-поселение под конвоем.
В случае уклонения осужденного от получения предписания, предусмотрено ч. 1 ст. 75.1 УИК РФ, или неприбытия к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок осужденный объявляется в розыск и подлежит задержанию на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.
После задержания осужденного суд в соответствии с ч. 4.1 статьи 396 и пунктом 18.1 статьи 397 УПК РФ принимает решение о заключении осужденного под стражу, а также о направлении осужденного в колонию-поселение под конвоем в порядке, предусмотренном статьями 75 и 76 УИК РФ, либо об изменении осужденному вида исправительного учреждения в соответствии с ч. 4.1 ст. 78 УИК РФ. При этом срок отбывания наказания исчисляется со дня задержания.
В соответствии с требованиями ст. 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Перевод осужденных за преступления, предусмотренные ст. 126,ч. 2, 3 ст. 127.1, ст. 205 - 206,208 - 211, 275,277 - 279,281, 282.1, 282.2, 317, ч. 3 ст. 321, ч. 2 ст. 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденных при особо опасном рецидиве преступлений, осужденных к пожизненному лишению свободы, осужденных к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается также по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы.
Порядок перевода осужденных определен Инструкцией о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения, утвержденной приказом Минюста РФ от 01.12.2005 № 235
Так, согласно п. 13 Инструкции, перевод осужденных осуществляется: